От Норильска до Хатанги, или по морю Лаптевых на катамаране.
Экспедиция - 2016 г.
Эти заметки прежде всего для нашей уже дырявой памяти и для тех немногих путешественников, кого интересуют практические вопросы проведения экспедиций по Арктическому побережью вообще и по Таймыру в частности.
Массовый же читатель довольно быстро заскучает, не найдя здесь леденящих душу приключений и «героического» преодоления встающих на пути путешественника трудностей. Мы, как и Руаль Амундсен, считаем, что «…приключение - не более как следствие скверной плановой разработки, приведшей его (исследователя) к тяжелым испытаниям. В другом случае приключение для него - неприятное доказательство той истины, что ни одному человеку не дано предвидеть все случайности будущего» (Р.Амундсен «Моя жизнь»).
Массовый же читатель довольно быстро заскучает, не найдя здесь леденящих душу приключений и «героического» преодоления встающих на пути путешественника трудностей. Мы, как и Руаль Амундсен, считаем, что «…приключение - не более как следствие скверной плановой разработки, приведшей его (исследователя) к тяжелым испытаниям. В другом случае приключение для него - неприятное доказательство той истины, что ни одному человеку не дано предвидеть все случайности будущего» (Р.Амундсен «Моя жизнь»).
В Тромсе помнят Амундсена и его спутников, прославивших Норвегию.
Эксклюзив версии для печати мы обещали альманаху «Неизвестный Норильск» («НН»). Во-первых, потому, что большинство его читателей знают место действия не понаслышке, во-вторых, потому что без помощи редакции наша заброска к месту старта была бы значительно дороже и сложнее. Наконец, это единственное издание, которое исправно платит нам авторские гонорары.
«НН» мы предоставляем также полное право урезать эту безумно большую статью до более приличного и удобоваримого журнального варианта…
«НН» мы предоставляем также полное право урезать эту безумно большую статью до более приличного и удобоваримого журнального варианта…
Поскольку мало у кого хватает терпения дочитывать отчеты до конца, мы хотим сначала поблагодарить людей, которые помогли нам сделать этот поход.
Благодарности.
Спасибо, друзья!
Наши самые сердечные и искренние слова признательности:
- Ларисе и Стасу Стрючковым, равно как всему коллективу редакции «Неизвестный Норильск»
- «Клубу Исследователей Таймыра» («КИТ») (г. Норильск)
- Михаилу Молчанову (г. Норильск)
- Виктору Михайловичу Олешкову (г. Норильск)
- Коллективу и руководству МКУ "Служба спасения" г. Норильска в лице Петрова Олега Вадимовича, а также лично Дмитрию Оболонскому и Константину Маначинскому.
- «Объединенной дирекции заповедников Таймыра» (г. Норильск)
- «Полярной экспедиционной компании» и лично Ивану Калмыкову (г. Красноярск - пос. Хатанга)
- Правовому центру «Реформа» и лично Андрею Михайлову (г. Казань)
- Екатерине Мурзиной (г. Москва)
- Сергею Маркову, Александру Штрому, Игорю Краснову (г. Казань)
- Фирме "Таежник", и лично Александру Зайцеву (г. Казань)
- Нашему казанскому штабу в лице Ильсура Сабирова.
Выбор маршрута.
Первое наше путешествие по Таймыру состоялось в 2008-м году. Тогда мы прошли от озера Таймыр до мыса Челюскин и далее по Карскому морю в Диксон. С тех пор мы бывали на этом прекрасном полуострове несколько раз и летом, и зимой.
Первое наше путешествие по Таймыру состоялось в 2008-м году. Тогда мы прошли от озера Таймыр до мыса Челюскин и далее по Карскому морю в Диксон. С тех пор мы бывали на этом прекрасном полуострове несколько раз и летом, и зимой.
Наш маршрут на карте Родины
Если не собираетесь сами в арктическую экспедицию, то можно пропустить. Если ходите регулярно – тоже.
Введение
Таймыр 2008
Цели всегда ставились достаточно амбициозные и от того достигались они не в полной мере. Что планировалось и что получалось можно прочитать в отчетах за прошлые годы на нашем сайте.
При этом, конечно, приобретался бесценный для нас опыт. Хотя фраза: «Ну, и куда вы на этот раз не дойдете?» наших «добрых друзей», всегда добивающихся своих целей где-нибудь на Ликийской тропе в Турции, немного отравляла нам жизнь.
При этом, конечно, приобретался бесценный для нас опыт. Хотя фраза: «Ну, и куда вы на этот раз не дойдете?» наших «добрых друзей», всегда добивающихся своих целей где-нибудь на Ликийской тропе в Турции, немного отравляла нам жизнь.
Таймыр 2009
Собственно, главной недостигнутой целью таймырских походов после 2008 г было посещение восточного побережья Таймыра как самой малодоступной и наиболее интересной его части.
Чтобы путешествовать по Арктике с ее расстояниями и климатом, нужно иметь деньги и время. Эти ресурсы вполне конвертируемы друг в друга, хотя и до известных пределов. Можно забрасываться быстро, но дорого, можно дешево, но долго.
Чтобы путешествовать по Арктике с ее расстояниями и климатом, нужно иметь деньги и время. Эти ресурсы вполне конвертируемы друг в друга, хотя и до известных пределов. Можно забрасываться быстро, но дорого, можно дешево, но долго.
Таймыр 2011
Мы надеялись, что используя опыт предыдущих таймырских походов, сможем, наконец, выйти в море Лаптевых в разумные сроки при минимальных затратах. И, что важно, с немалым удовольствием для себя...
Первоначально нитка маршрута выглядела следующим образом: г. Норильск-р. Пясина - р.Тарея - р. Селяктари – р. Неркато - р.Аятари - р. В.Таймыра -оз.Таймыр - р. Н.Таймыра - р. Траутфеттер - р.Коралловая – р. Заозерная – р. Ленинградская – р. Жданова (или р. Тихая) – р.Фаддея – зал.Фаддея – каботаж до пос.Хатанга.
Первоначально нитка маршрута выглядела следующим образом: г. Норильск-р. Пясина - р.Тарея - р. Селяктари – р. Неркато - р.Аятари - р. В.Таймыра -оз.Таймыр - р. Н.Таймыра - р. Траутфеттер - р.Коралловая – р. Заозерная – р. Ленинградская – р. Жданова (или р. Тихая) – р.Фаддея – зал.Фаддея – каботаж до пос.Хатанга.
Таймыр 2012
На этом маршруте имеются три волока через водоразделы. Два первых были нам знакомы по походам 2008, 2009 и 2012 гг. Тогда как переход с реки Ленинградской и плавание по морю составляло "новизну". Эту часть можно было представить только по возможным аналогиям, картам, лоциям и т.п.
Более простой, на первый взгляд, выход в море через р. Гольцовую мы оставили про запас, поскольку при неудачном раскладе он удлинял морскую часть на 170-200 км. К тому же река Гольцовая выводила нас существенно севернее залива Фаддея. Мы были уверены, что льды на море в первых числах августа будут обязательно (Лед в Терезе Клавенес мы видели и в более поздние сроки).
Более простой, на первый взгляд, выход в море через р. Гольцовую мы оставили про запас, поскольку при неудачном раскладе он удлинял морскую часть на 170-200 км. К тому же река Гольцовая выводила нас существенно севернее залива Фаддея. Мы были уверены, что льды на море в первых числах августа будут обязательно (Лед в Терезе Клавенес мы видели и в более поздние сроки).
Таймыр-Путораны 2014
Самый интересный отрезок маршрута - участок севернее бухты Прончищевой: все, что попадает в западную часть моря Лаптевых, рано или поздно выносится на эту «полку». Интенсивное освоение Арктики советских времен затронуло восточное побережье Таймыра в минимальной степени. Поэтому покопаться в старом плавнике было более чем интересно.
К тому же хотелось помочь нашим друзьям из «Полярной экспедиционной компании» и «Клуба исследователей Таймыра» («КИТ») проверить некоторые версии относительно места гибели «Якутска».
А близость гор Бырранга делает восточный берег полуострова куда более живописным, чем западный.
Выбор средства передвижения.
Для жанра «путешествие» каждый волен выбирать то, что ему ближе: от байдарки до парусной яхты и от «пешком» до автотранспорта. У любого средства будет своя радость и свое горе. Если кто-то думает, что автомобиль или снегоход - это «просто», а «круто» - только ноги и весло, пусть пройдет, например, по ссылкам: http://www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/89330/ и http://www.yaplakal.com/forum43/topic1409279.html.
Конечно, «пешка» и лыжи прекрасны, но чувствуете вы себя при этом вьючным животным, которому при дневном переходе в 20-25 км каждый шаг в сторону дается неимоверным усилием воли. От того лыжные и пешеходные маршруты протяженностью 500 км - почти подвиг. А что такое 500км для Арктики?!
К тому же хотелось помочь нашим друзьям из «Полярной экспедиционной компании» и «Клуба исследователей Таймыра» («КИТ») проверить некоторые версии относительно места гибели «Якутска».
А близость гор Бырранга делает восточный берег полуострова куда более живописным, чем западный.
Выбор средства передвижения.
Для жанра «путешествие» каждый волен выбирать то, что ему ближе: от байдарки до парусной яхты и от «пешком» до автотранспорта. У любого средства будет своя радость и свое горе. Если кто-то думает, что автомобиль или снегоход - это «просто», а «круто» - только ноги и весло, пусть пройдет, например, по ссылкам: http://www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/89330/ и http://www.yaplakal.com/forum43/topic1409279.html.
Конечно, «пешка» и лыжи прекрасны, но чувствуете вы себя при этом вьючным животным, которому при дневном переходе в 20-25 км каждый шаг в сторону дается неимоверным усилием воли. От того лыжные и пешеходные маршруты протяженностью 500 км - почти подвиг. А что такое 500км для Арктики?!
Самый интересный отрезок маршрута - участок севернее бухты Прончищевой: все, что попадает в западную часть моря Лаптевых, рано или поздно выносится на эту «полку». Интенсивное освоение Арктики советских времен затронуло восточное побережье Таймыра в минимальной степени. Поэтому покопаться в старом плавнике было более чем интересно.
К тому же хотелось помочь нашим друзьям из «Полярной экспедиционной компании» и «Клуба исследователей Таймыра» («КИТ») проверить некоторые версии относительно места гибели «Якутска».
А близость гор Бырранга делает восточный берег полуострова куда более живописным, чем западный.
Выбор средства передвижения.
Для жанра «путешествие» каждый волен выбирать то, что ему ближе: от байдарки до парусной яхты и от «пешком» до автотранспорта. У любого средства будет своя радость и свое горе. Если кто-то думает, что автомобиль или снегоход - это «просто», а «круто» - только ноги и весло, пусть пройдет, например, по ссылкам: http://www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/89330/ и http://www.yaplakal.com/forum43/topic1409279.html.
Конечно, «пешка» и лыжи прекрасны, но чувствуете вы себя при этом вьючным животным, которому при дневном переходе в 20-25 км каждый шаг в сторону дается неимоверным усилием воли. От того лыжные и пешеходные маршруты протяженностью 500 км - почти подвиг. А что такое 500км для Арктики?!
К тому же хотелось помочь нашим друзьям из «Полярной экспедиционной компании» и «Клуба исследователей Таймыра» («КИТ») проверить некоторые версии относительно места гибели «Якутска».
А близость гор Бырранга делает восточный берег полуострова куда более живописным, чем западный.
Выбор средства передвижения.
Для жанра «путешествие» каждый волен выбирать то, что ему ближе: от байдарки до парусной яхты и от «пешком» до автотранспорта. У любого средства будет своя радость и свое горе. Если кто-то думает, что автомобиль или снегоход - это «просто», а «круто» - только ноги и весло, пусть пройдет, например, по ссылкам: http://www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/89330/ и http://www.yaplakal.com/forum43/topic1409279.html.
Конечно, «пешка» и лыжи прекрасны, но чувствуете вы себя при этом вьючным животным, которому при дневном переходе в 20-25 км каждый шаг в сторону дается неимоверным усилием воли. От того лыжные и пешеходные маршруты протяженностью 500 км - почти подвиг. А что такое 500км для Арктики?!
Наши первые средства передвижения в Арктике
С другой стороны, большие скорости больших судов дают комфорт и безопасность, но требуют простора и глубины, что, опять-таки, накладывает свои ограничения…
Для себя мы предпочитаем иметь среднюю скорость 7-15 км/ч. Она позволяет укладываться в 2-3 месяца (близко к пределу автономного путешествия). При этом мы имеем возможность рассмотреть все не хуже, чем пешеход, покрывая за день до 50-70 км.
Поэтому зимой у нас собаки или мотобуксировщики, а летом малые суда в водоизмещающем режиме.
Для себя мы предпочитаем иметь среднюю скорость 7-15 км/ч. Она позволяет укладываться в 2-3 месяца (близко к пределу автономного путешествия). При этом мы имеем возможность рассмотреть все не хуже, чем пешеход, покрывая за день до 50-70 км.
Поэтому зимой у нас собаки или мотобуксировщики, а летом малые суда в водоизмещающем режиме.
К чему мы пришли: собаки, мотобуксировщики и катамараны
Маршрут, предполагающий длительное движение вниз и вверх по рекам с волоками и последующим каботажем по морю не оставляет большого выбора.
Он требует легкое судно, имеющее очень маленькую осадку, которое силами экипажа может быть быстро разгружено и вытащено на лед или берег. Возможные аварийные выходы до 500 км требуют собственной скорости судна под веслами минимум 4-5 км/ч безо всяких «челноков» и «пешки».
Он требует легкое судно, имеющее очень маленькую осадку, которое силами экипажа может быть быстро разгружено и вытащено на лед или берег. Возможные аварийные выходы до 500 км требуют собственной скорости судна под веслами минимум 4-5 км/ч безо всяких «челноков» и «пешки».
Испытания прототипа
После года проб, испытаний и споров, с третьей попытки родился моторно-гребной катамаран-двойка с условным названием «Таймыр». В качестве двигателя был взят давно опробованный «четырех-тактник» «Mercury» 6 л.с. (Характеристики судна см. в технической части.)
Состав группы или почему всего двое.
На наш взгляд, это оптимальное число для серьезных походов.
Для идеальных отношений в коллективе лучше всего, конечно, ходить одному. Яркий пример - Ф. Конюхов.
Но, одиночке требуется и особый склад психики, и большая сноровка, и физическая подготовка. (Мы не о походах на три дня в ближайший лес.)
В сравнении с одиночкой, два человека выполняют все операции вовсе не вдвое быстрее. Разница в трудозатратах будет колоссальная. Именно поэтому объединение усилий двоих создает, как известно, основную ячейку общества.
Состав группы или почему всего двое.
На наш взгляд, это оптимальное число для серьезных походов.
Для идеальных отношений в коллективе лучше всего, конечно, ходить одному. Яркий пример - Ф. Конюхов.
Но, одиночке требуется и особый склад психики, и большая сноровка, и физическая подготовка. (Мы не о походах на три дня в ближайший лес.)
В сравнении с одиночкой, два человека выполняют все операции вовсе не вдвое быстрее. Разница в трудозатратах будет колоссальная. Именно поэтому объединение усилий двоих создает, как известно, основную ячейку общества.
Основная ячейка общества
А вот дальнейшее увеличение группы не дает никакого выигрыша ни в скорости, ни в весе снаряжения, ни в безопасности. Зато сильно увеличивает время сборов. А уж по части принятия общих решений и атмосферы в коллективе - даже говорить нечего. Недаром партийные ячейки состояли минимум из трех человек: договориться втроем о свержении существующей власти практически не реально.