Экспедиция - 2011 г.
Мотособаки в Арктике. Введение. Тренировки.
С апреля по июнь 2011 г. мотобуксировщики (они же «мотособаки») Paxus работали в спортивной арктической экспедиции на Таймыре. Одновременно с буксировщиками в экспедиции участвовала собачья упряжка. После экспедиции один из мотобуксировщиков был передан в руки казанского off-road клуба с целью окончательно его «убить» и определить ресурс «мотособаки» Paxus.
Отзывы клуба «Казанская экспедиция» и казанского off-road клуба о мотобуксировщиках Paxus.
Какие детали стоит брать в качестве запасных, что пришлось изменить в конструкции мотосаней подробно описаны в техническом отчете, написанным участниками экспедиции специально для изготовителя.
Здесь размещен сокращенный вариант статьи. Заинтересованные лица могут запросить технические подробности через сайт www.paxus29.ru у производителя.
Отзывы клуба «Казанская экспедиция» и казанского off-road клуба о мотобуксировщиках Paxus.
Какие детали стоит брать в качестве запасных, что пришлось изменить в конструкции мотосаней подробно описаны в техническом отчете, написанным участниками экспедиции специально для изготовителя.
Здесь размещен сокращенный вариант статьи. Заинтересованные лица могут запросить технические подробности через сайт www.paxus29.ru у производителя.
Мотособаки в Арктике
Надо сказать, что вариант использования снегоходов был нами рассмотрен и отвергнут по причине большого веса, большого расхода бензина и большой стоимости как самих снегоходов, так и их заброски к исходной точке. Тем более что летом их пришлось бы выкинуть в тундре.
Решили использовать ездовых собак.
Разумеется, первым делом полезли за информацией в интернет. И практически сразу наткнулись на информацию о каких-то «мотособаках». Идея показалась нам интересной. Вес не больше 100кг, расход бензина, благодаря малолитражному движку, обещал быть небольшим, а грузоподъемность в 250-350кг была близка к грузоподъемности собачьей упряжки. Низкая скорость нас не волновала. Мы рассматривали мотобуксировщики как вспомогательный транспорт для заброски груза на побережье и надеялись, что с наступлением лета они нам еще как-то послужат на побережье, пока не порвутся гусеницы. Потом предполагали просто выкинуть мотособак в тундре.
Следующий вопрос: какую модель выбрать. После долгих обсуждений остановились на Paxus с мотором «Бригс», 11 л.с., по причине, как нам казалось, более простой конструкции. Решили взять один, испытать за зиму, а если устроит, взять к весне второй такой же. Либо пробовать «Рекс» или «Райду».
Параллельно покупали собак и занялись их тренировками.
И вот наш Paxus прибыл в Казань.
Начали выяснять расход топлива, скорость и максимальную грузоподъемность.
Решили использовать ездовых собак.
Разумеется, первым делом полезли за информацией в интернет. И практически сразу наткнулись на информацию о каких-то «мотособаках». Идея показалась нам интересной. Вес не больше 100кг, расход бензина, благодаря малолитражному движку, обещал быть небольшим, а грузоподъемность в 250-350кг была близка к грузоподъемности собачьей упряжки. Низкая скорость нас не волновала. Мы рассматривали мотобуксировщики как вспомогательный транспорт для заброски груза на побережье и надеялись, что с наступлением лета они нам еще как-то послужат на побережье, пока не порвутся гусеницы. Потом предполагали просто выкинуть мотособак в тундре.
Следующий вопрос: какую модель выбрать. После долгих обсуждений остановились на Paxus с мотором «Бригс», 11 л.с., по причине, как нам казалось, более простой конструкции. Решили взять один, испытать за зиму, а если устроит, взять к весне второй такой же. Либо пробовать «Рекс» или «Райду».
Параллельно покупали собак и занялись их тренировками.
И вот наш Paxus прибыл в Казань.
Начали выяснять расход топлива, скорость и максимальную грузоподъемность.
Дмитрий Мурзин:
Первоначальная идея нашей экспедиции в Арктику весной 2011 г. заключалась в том, чтобы, попасть по снегу на восточное побережье Таймыра, а летом двигаться вдоль него по воде в Хатангу, посещая все исторически и географически интересные места. Общую протяженность маршрута мы оценивали в 3-4 тыс. км, в том числе зимнюю в 1-1,5 тысячи.
Как двигаться летом по рекам и морю мы представляли себе по прошлым нашим экспедициям на Таймыр. Зима была делом новым и необычным.
Первоначальная идея нашей экспедиции в Арктику весной 2011 г. заключалась в том, чтобы, попасть по снегу на восточное побережье Таймыра, а летом двигаться вдоль него по воде в Хатангу, посещая все исторически и географически интересные места. Общую протяженность маршрута мы оценивали в 3-4 тыс. км, в том числе зимнюю в 1-1,5 тысячи.
Как двигаться летом по рекам и морю мы представляли себе по прошлым нашим экспедициям на Таймыр. Зима была делом новым и необычным.
Испытания, переделки, сборы
Испытания проходили весело и шумно с использованием друзей и строительного мусора. «Покатушки на скорость» при пустых санях нас мало интересовали, данные о них не сохранились.
По укатанной дороге мотобуксировщик Paxus вместо гарантированных производителем, помнится, 250-300 кг потянул 900 кг, чем нас порадовал.
Разумеется, мы понимали, что при такой загрузке долго агрегат не протянет, но себе отметили, «если что - можно».
В результате за основу всех расчетов экспедиционного маршрута приняли: загрузка (без веса человека) 650-800 кг, при 2/3 газа расход бензина 3 л/ч, скорость 10 км/ч.
Мотособаку продолжали гонять вокруг деревни всю зиму, оставляли ночевать под снегом и на морозе с разными вариантами укрытий и т.п. В процессе испытаний мы поняли, что мотобуксировщик вряд ли разрабатывался под арктические экспедиции, скорее для «бытовых нужд» рыбаков средней полосы.
По укатанной дороге мотобуксировщик Paxus вместо гарантированных производителем, помнится, 250-300 кг потянул 900 кг, чем нас порадовал.
Разумеется, мы понимали, что при такой загрузке долго агрегат не протянет, но себе отметили, «если что - можно».
В результате за основу всех расчетов экспедиционного маршрута приняли: загрузка (без веса человека) 650-800 кг, при 2/3 газа расход бензина 3 л/ч, скорость 10 км/ч.
Мотособаку продолжали гонять вокруг деревни всю зиму, оставляли ночевать под снегом и на морозе с разными вариантами укрытий и т.п. В процессе испытаний мы поняли, что мотобуксировщик вряд ли разрабатывался под арктические экспедиции, скорее для «бытовых нужд» рыбаков средней полосы.
Испытания проходили весело
Недостатки саней и фаркопа были устранены, впрочем, довольно легко. Главный вывод – нет смысла переплачивать за сани с обвязкой и амортизационный узел. Проще купить «голые сани» и сделать всё самим. Кстати, а вот защитные накладки на днище саней – полезны и вряд ли удастся принципиально сделать их по-другому.
Многие переделки и усовершенствования касались скорее специфики самой экспедиции. В обычной жизни они вряд ли столь необходимы. Из основных отметим:
- Генератор от какого-то японского внедорожника, закрытый кожухом из старой канистры и установленный на защитную крышку вариатора. (Спасибо казанскому off-road- клубу и Александру Мартынову в частности.)
- Замену мебельных колесиков, поддерживающих верхнюю часть гусеницы от провисания на выточенные из цельного куска фторопласта, поскольку мы опасались, что если заклинит колесико, то оно быстро протрет нам резину гусеницы (Спасибо друзьям из РАН и Равилю Кадимову).
- Рым-гайки для крепления груза на передней грузовой площадке.
Многие переделки и усовершенствования касались скорее специфики самой экспедиции. В обычной жизни они вряд ли столь необходимы. Из основных отметим:
- Генератор от какого-то японского внедорожника, закрытый кожухом из старой канистры и установленный на защитную крышку вариатора. (Спасибо казанскому off-road- клубу и Александру Мартынову в частности.)
- Замену мебельных колесиков, поддерживающих верхнюю часть гусеницы от провисания на выточенные из цельного куска фторопласта, поскольку мы опасались, что если заклинит колесико, то оно быстро протрет нам резину гусеницы (Спасибо друзьям из РАН и Равилю Кадимову).
- Рым-гайки для крепления груза на передней грузовой площадке.
То же в экспедиции. Результат плохой работы успокоителя цепи
Звездочка низко расположена
Штатный фаркоп слабоват
Главные проблемы, которые вылезли на этом этапе:
- Рыхлый снег для мотособаки - беда. Там, где снегоход проскакивает за счет скорости, мотобуксировщик зарывается и встает «свечкой». При этом он начинает издавать какие-то страшные стуки, неизвестного происхождения. Отчасти проблема лечится пассажиром на «передок», что очень небезопасно, зато вдвоем легче вытаскивать. (Только через год мы выяснили, что это прощелкивает вариатор – ничего страшного.)
- При определенном сочетании температуры и влажности резко падает мощность двигателя вплоть до остановки. Вскрытие обнаружило лед на входе в карбюратор под фильтром. В ответ на наш звонок Павел, производитель Paxus –ов, рекомендовал нам организовать подачу теплого воздуха к воздухозабору. Сделали, вроде как-то наладилось.
- Штатная металлическая обвязка саней и амортизационный узел крепления их к буксировщику никуда не годятся.
- До самого конца экспедиции мы опасались наезда на камни нижней ведущей звездочкой, которая никак снизу не защищена и при этом низко расположена. Впрочем, этого удалось избежать, а в обычной жизни по камням мало кто ездит.
- Рыхлый снег для мотособаки - беда. Там, где снегоход проскакивает за счет скорости, мотобуксировщик зарывается и встает «свечкой». При этом он начинает издавать какие-то страшные стуки, неизвестного происхождения. Отчасти проблема лечится пассажиром на «передок», что очень небезопасно, зато вдвоем легче вытаскивать. (Только через год мы выяснили, что это прощелкивает вариатор – ничего страшного.)
- При определенном сочетании температуры и влажности резко падает мощность двигателя вплоть до остановки. Вскрытие обнаружило лед на входе в карбюратор под фильтром. В ответ на наш звонок Павел, производитель Paxus –ов, рекомендовал нам организовать подачу теплого воздуха к воздухозабору. Сделали, вроде как-то наладилось.
- Штатная металлическая обвязка саней и амортизационный узел крепления их к буксировщику никуда не годятся.
- До самого конца экспедиции мы опасались наезда на камни нижней ведущей звездочкой, которая никак снизу не защищена и при этом низко расположена. Впрочем, этого удалось избежать, а в обычной жизни по камням мало кто ездит.
Сомнения нас терзали постоянно, поскольку от буксировщиков зависело, удастся ли быстро забросить груз до начала весны на побережье моря Лаптевых, или экспедиция превратится в лыжный поход при поддержке собачьей упряжки.
Мы даже чуть было не договорились с казанским продавцом мотобуксировщиков «Рекс» о бесплатном агрегате на испытания в условиях Арктики, но тут у них что-то не заладилось с автоматическим сцеплением во время катания детей на «хасячьих соревнованиях», и ребята поспешили отказаться от эксперимента. Впрочем, спасибо им за хорошее намерение.
В итоге за месяц до старта был куплен второй такой же мотобуксировщик Paxus c двигателем Хонда, 13л.с.
Изобретение и подготовка буксируемых мотособаками конструкций – отдельная тема. Кроме больших саней длиной 2,5м, в расчете на лето мы тащили по снегу наш катамаран, пилоны которого были защищены полиэтиленовым листом 1,2мм, а также оригинальную телегу с колесами низкого давления. Сколько сил, времени и денег было на них потрачено, лучше не вспоминать.
Мы даже чуть было не договорились с казанским продавцом мотобуксировщиков «Рекс» о бесплатном агрегате на испытания в условиях Арктики, но тут у них что-то не заладилось с автоматическим сцеплением во время катания детей на «хасячьих соревнованиях», и ребята поспешили отказаться от эксперимента. Впрочем, спасибо им за хорошее намерение.
В итоге за месяц до старта был куплен второй такой же мотобуксировщик Paxus c двигателем Хонда, 13л.с.
Изобретение и подготовка буксируемых мотособаками конструкций – отдельная тема. Кроме больших саней длиной 2,5м, в расчете на лето мы тащили по снегу наш катамаран, пилоны которого были защищены полиэтиленовым листом 1,2мм, а также оригинальную телегу с колесами низкого давления. Сколько сил, времени и денег было на них потрачено, лучше не вспоминать.
Установка генератора
Установка генератора
Подача теплого воздуха
Хатанга- старинное поселение на берегу одноименной реки с доставшимся от военных неплохим аэродромом, населенный по большей части хорошими отзывчивыми людьми. За последние 5 лет мы завели в нем немало дружеских знакомств среди геологов, гидрографов, вертолетчиков и водителей.
8 апреля 2012 г, когда мы прибыли в Хатангу, температура была ниже -30С. Но довольно сухо и безветренно. Собак определили в сарай у гидрографов, сами поселились в свободной пока квартире друзей.
До следующего транспорта, автомобильного, у нас было 4 дня. Первым делом мы распаковали мотобуксировщики и решили еще раз их обкатать.
Завелись наши мотособаки легко, мы погрузили в прицепные сани немного местных детишек, и покатили по улицам поселка.
8 апреля 2012 г, когда мы прибыли в Хатангу, температура была ниже -30С. Но довольно сухо и безветренно. Собак определили в сарай у гидрографов, сами поселились в свободной пока квартире друзей.
До следующего транспорта, автомобильного, у нас было 4 дня. Первым делом мы распаковали мотобуксировщики и решили еще раз их обкатать.
Завелись наши мотособаки легко, мы погрузили в прицепные сани немного местных детишек, и покатили по улицам поселка.
Хатанга
Мы полагали, что наш вес на старте будет порядка 2 т, из которых упряжка из 12 собак возьмет 500 кг, остальное распределится на два мотобуксировщика Paxus. Увы, взвешивание в Красноярске зафиксировало 2,2 т, из которых 300 кг были собаки с клетками и 250 кг – мотобуксировщики в упаковке. Нетрудно догадаться, что 1000 л бензина, 100 л авиационного керосина и 50 кг рыбы «на первое время» перевалили стартовый вес за 3 т.
Девушке Рите отдельное спасибо
Технический совет
Диски от Оки
Но буквально через 500 м у нас неожиданно начали плавиться полиэтиленовые склизы…
Новые склизы были сделаны из защитных полос наших саней- тот же результат.
Как мы поняли, отсутствие рыхлого снега при низкой температуре лишило наши склизы естественной смазки и охлаждения. Дело усугубляла повсеместная в Хатанге угольная пыль.
Новые склизы были сделаны из защитных полос наших саней- тот же результат.
Как мы поняли, отсутствие рыхлого снега при низкой температуре лишило наши склизы естественной смазки и охлаждения. Дело усугубляла повсеместная в Хатанге угольная пыль.
На улицах Хатанги
Руслан с Ильсуром принялись во дворе дома сверлить шуруповертом дырки в раме и переставлять тефлоновые колесики вниз в качестве опорных. На их место вернулись родные «мебельные» (хорошо, что прихватили с собой), второй мотобуксировщик, которому тефлоновые колесики в Казани поленились делать, получил пару подшипников, непонятно как посаженных на оси из болтов. Все это проделывалось ребятами при -30С.
Андрей с Коляном стояли рядом и мерзли из солидарности, я же отправился «в народ» искать что-нибудь на склизы. За два дня удалось в столярке распустить пару досок на полосы нужной толщины и уговорить знакомого авиатора пожертвовать, кажется, старыми склизами со снегохода, над которыми еще потрудились в мастерской друзья геологи.
Вроде как опорные колесики помогли, но настроение стало грустным.
Поездка на КАМАЗАх по тундре описана в статье про собак http://www.vetkzn.ru/lenta_novostei/22/
От мыса Саблера началась собственно активная часть экспедиции.
Началась она, разумеется, с движения «челноком» по озеру Таймыр, протяженность которого с запада на восток порядка 180 км.
Озеро Таймыр.
Участники экспедиции распределились по транспортным средствам следующим образом. Мотобуксировщик Paxus 11 л.с. – Ильсур Сабиров, Николай Костин (на прицепе катамаран). Мотобуксировщик Paxus 13л.с. – Андрей Козлов, Руслан Акбиров (на прицепе сани и «телега»). Собачья упряжка- Дмитрий Мурзин.
Шли «челноком». Собаки везли 400-450 кг груза + каюр 80 кг. Мотособакам в зависимости от обстановки доставалось от 700 до 900 кг груза.
Андрей с Коляном стояли рядом и мерзли из солидарности, я же отправился «в народ» искать что-нибудь на склизы. За два дня удалось в столярке распустить пару досок на полосы нужной толщины и уговорить знакомого авиатора пожертвовать, кажется, старыми склизами со снегохода, над которыми еще потрудились в мастерской друзья геологи.
Вроде как опорные колесики помогли, но настроение стало грустным.
Поездка на КАМАЗАх по тундре описана в статье про собак http://www.vetkzn.ru/lenta_novostei/22/
От мыса Саблера началась собственно активная часть экспедиции.
Началась она, разумеется, с движения «челноком» по озеру Таймыр, протяженность которого с запада на восток порядка 180 км.
Озеро Таймыр.
Участники экспедиции распределились по транспортным средствам следующим образом. Мотобуксировщик Paxus 11 л.с. – Ильсур Сабиров, Николай Костин (на прицепе катамаран). Мотобуксировщик Paxus 13л.с. – Андрей Козлов, Руслан Акбиров (на прицепе сани и «телега»). Собачья упряжка- Дмитрий Мурзин.
Шли «челноком». Собаки везли 400-450 кг груза + каюр 80 кг. Мотособакам в зависимости от обстановки доставалось от 700 до 900 кг груза.
Местные сани из полиэтиленовых труб
Приехало телевидение Хатанги
Угольная пыль - смерть склизам
Что запомнилось.
Руслан:
Через пару дней выработалась определенная схема движения. Утром все стартовали из лагеря вместе. Paxus – ы уходили вперед, оставляли через 25-30 км груз, и возвращались за остатками. Упряжка собак за это время доходила до промежуточной точки, там ждала буксировщики, потом все двигались еще на 25 км, где вставали на ночь. Впрочем, поскольку «челнок» очень утомляет, мы постоянно пытались что-то изменить в схеме перемещения груза и фактически каждый день действовали по обстановке в зависимость от местонахождения и погоды…
Руслан:
Через пару дней выработалась определенная схема движения. Утром все стартовали из лагеря вместе. Paxus – ы уходили вперед, оставляли через 25-30 км груз, и возвращались за остатками. Упряжка собак за это время доходила до промежуточной точки, там ждала буксировщики, потом все двигались еще на 25 км, где вставали на ночь. Впрочем, поскольку «челнок» очень утомляет, мы постоянно пытались что-то изменить в схеме перемещения груза и фактически каждый день действовали по обстановке в зависимость от местонахождения и погоды…
Лагерь в бухте Ожидания
Очень не хотелось покидать рыбаков
Озеро Таймыр, 8-й балок
Мотособаки шли на этом участке с очень большим перегрузом. Точно сказать трудно, но по нашим расчетам, исходя из общего веса, доходило до 900-1000 кг, считая людей. На нашем с Андреем буксировщике начали прощелкивать и потихоньку плавиться полиэтиленовые предохранители-«грибки» на вариаторе. Цена им 3 р за штуку, но тут мы выяснили, что половину их забыли дома, а часть оставшихся Андрюша уже успел потерять. Чувствуя свою вину, Андрей весь вечер в палатке вырезал «грибки» ножом из испорченного склиза. Друзья к этому относились скептически, но, как ни странно, все получилось. Когда нагрузка уменьшилась, нужда в художественной резьбе отпала.
Опыт 2011г. Фото 3
Утренние сборы. Видно белое опорное колесико из фторопласта
Первые в истории следы мотособак на Таймыре
Мне на этом этапе было, пожалуй, легче всех, поскольку собак жалели и основные разъезды приходились на мотобуксировщики. Упряжка к концу озера двигалась практически в «один заход».
Поскольку у меня это были первые в жизни собаки и первое зимнее путешествие, то было, конечно, нервозно. Боялись пурги, боялись разрыва группы, который неизбежно происходил вследствие разницы в скоростях.
Скорость груженых мотобуксировщиков была около 10-12 км/ч. Скорость собак- 7-7,5 км/ч. К тому же собакам нужен отдых. Правда, буксировщики периодически ломались по причине крайнего перегруза, но это никак не выравнивало скорости.
Мы рассчитывали на специально купленные рации (Alinco DJ-195), которые должны были обеспечивать связь на расстоянии по крайней мере 15-20 км. Увы, дальше 7 км даже с внешней антенной дело не шло.
Поскольку у меня это были первые в жизни собаки и первое зимнее путешествие, то было, конечно, нервозно. Боялись пурги, боялись разрыва группы, который неизбежно происходил вследствие разницы в скоростях.
Скорость груженых мотобуксировщиков была около 10-12 км/ч. Скорость собак- 7-7,5 км/ч. К тому же собакам нужен отдых. Правда, буксировщики периодически ломались по причине крайнего перегруза, но это никак не выравнивало скорости.
Мы рассчитывали на специально купленные рации (Alinco DJ-195), которые должны были обеспечивать связь на расстоянии по крайней мере 15-20 км. Увы, дальше 7 км даже с внешней антенной дело не шло.
Уже в конце озера на подходе к бывшему кордону Таймырского заповедника на реке Бикаде у мотособаки «Хонда» случилась проблема с подачей бензина. Он не хотел поступать из бензобака. В шланг бензопровода мы еще в Казани вставили самые дешевые топливные фильтры от «Жигулей», поскольку бензин на Северах может быть каким угодно. Было видно, что фильтр в какой-то момент становился «сухим». Мы решили, что забивается сетка-фильтр внутри бензобака и продырявили ее ножом кое-как. Стало немного лучше, но, вероятно, причина была в не очень удачном расположении нашего дополнительного топливного фильтра. С «Бригсом» такой проблемы не было. Позже приноровились.
На Бикаде первый раз поменяли задние подшипники на моем буксировщике. Один из них рассыпался полностью, второй заменили «до кучи».
Дмитрий:
Одной из первых поломок была разлетевшаяся цепь на одном из буксировщиков. И тут выяснилось, что из 5 запасных цепей, купленных в Казани ни одна не подходит (При их покупке мы поленились снять с мотобуксировщика оригинальную, и пошли на рынок с коробкой, в которой была прислана запасная…) Ильсур проявил немалое терпение, ползая на участке в 50 м в поисках деталей замка цепи. Самое удивительное, что нашел он почти все (хорошо, что снег был плотный, и погода баловала). Последним штрихом была проволочка, кажется, из «рем набора» паяльной лампы, которой проволочкой замок был законтрен. Случилось это на третий день, впереди было не меньше полутора тысяч километров. Понятно, что мы при этом чувствовали. Забегая вперед, замечу, что уже второй сезон эта цепь все с той же проволочкой продолжает работать…
На Бикаде первый раз поменяли задние подшипники на моем буксировщике. Один из них рассыпался полностью, второй заменили «до кучи».
Дмитрий:
Одной из первых поломок была разлетевшаяся цепь на одном из буксировщиков. И тут выяснилось, что из 5 запасных цепей, купленных в Казани ни одна не подходит (При их покупке мы поленились снять с мотобуксировщика оригинальную, и пошли на рынок с коробкой, в которой была прислана запасная…) Ильсур проявил немалое терпение, ползая на участке в 50 м в поисках деталей замка цепи. Самое удивительное, что нашел он почти все (хорошо, что снег был плотный, и погода баловала). Последним штрихом была проволочка, кажется, из «рем набора» паяльной лампы, которой проволочкой замок был законтрен. Случилось это на третий день, впереди было не меньше полутора тысяч километров. Понятно, что мы при этом чувствовали. Забегая вперед, замечу, что уже второй сезон эта цепь все с той же проволочкой продолжает работать…
Что-то с подачей топлива
Грибочки вариатора
Меняем подшипник
Продукты и инструменты перевозим в бочках
Замок цепи на проволочке
Наш обоз на озере
Хороший чехол буксировщика - необходимость
Пурга
Овцебыки - виновники моего падения
Поехали через знакомое нам по лету 2009 г. оз. Кунгасалах. 130 км до оз. Портнягино по тундре прошли, пользуясь хорошей погодой, без ночевки. Завалились в деревянный шалашик-поварню (Все, что осталось от бывшей рыботочки) и проспали сутки, под начавшуюся метель. Еще двое суток ушло на ожидание «окна» в метели, организацию закладки и возвращение. Рулили по очереди, видимости не было никакой, снег, пасмурно, небо и земля сливаются, рельеф не читается, одним словом - «молоко».
В очередной раз, когда партия доверила Дмитрию порулить, он, объезжая небольшое стадо овцебыков, свалился с надува в пятиметровый овраг. Прицепные сани, где ехал второй буксировщик и Андрюша, слава Богу, отцепились при падении и накрыли пассажиров уже в рыхлом сугробе, никого не покалечив. Падение, видимо, как-то коснулось глушителя на «Бригсе», который еще через 10 км начал дребезжать. При осмотре обнаружили трещину в месте его крепления к движку. Пришлось снять, после чего приближение «Бригса» мы с собаками слышали километров за 15.
В очередной раз, когда партия доверила Дмитрию порулить, он, объезжая небольшое стадо овцебыков, свалился с надува в пятиметровый овраг. Прицепные сани, где ехал второй буксировщик и Андрюша, слава Богу, отцепились при падении и накрыли пассажиров уже в рыхлом сугробе, никого не покалечив. Падение, видимо, как-то коснулось глушителя на «Бригсе», который еще через 10 км начал дребезжать. При осмотре обнаружили трещину в месте его крепления к движку. Пришлось снять, после чего приближение «Бригса» мы с собаками слышали километров за 15.
Пепелац сломался. Делаем еще одни сани
Марш-бросок на юг.
На недействующем ныне кордоне заповедника «Бикада», откуда в 70-е годы пошли по всему Таймыру разводиться завезенные из Канады овцебыки, собаки остались отдыхать, а три человека на мотобуксировщиках поехали забрасывать горючее и корм на обратную дорогу. Туда же отправилась наша телега на низком давлении, именуемая меж собой «пепелац». Ей предстояло превратиться весной в баржу. По снегу телега шла гораздо хуже саней, к тому же на одной из ее поперечных балок не выдержала труба. Пришлось поставить скрутки, но грузить на нее что-то тяжелое стало невозможно.
Мотобуксировщики всегда шли в паре. В порожний прогон «челнока» один буксировщик вез второй в санях для экономии бензина. Так же поступали и в случае поломки, чтобы дотащить машину до лагеря и там заниматься ремонтом. Такое бывало периодически. На наше счастье, это случалось не так далеко от мест стоянок либо при хорошей погоде.
Придется откапываться
Заправка. Второй буксировщик едет пассажиром
Бикада
Моя упряжка
К полярникам на острове Андрея (РНС) мы подкатили ночью в метель. Зимой они, разумеется, никого не ждали и были крайне удивлены нашему цыганскому табору. Определили нас в неработающую, но очень приличную баню с огромным предбанником и даже с плохоньким, но электрообогревом. Собак растянули между какой-то цистерной и радиомачтой, а мотособак загнали в холодный сарай, где можно было с ними возиться. Меняли масло, ремонтировали по мелочи.
Море Лаптевых близко
Перевалив через водораздел юг-север, мы обнаружили, что речка Рыбная, по которой мы планировали подниматься весной под мотором обратно, явно для этого непригодна и придется проститься окончательно с мыслью о летней программе на побережье. Поэтому решили сделать дневку и отправить обратно через перевал мотобуксировщики с лодочным мотором и всем летним снаряжением. Это еще увеличило пробег мотособак на 150 км.
На север!
По возвращении с марш-броска на Бикаду у мотособаки с мотором «Бригс» поменяли вместе с подшипником опорную косынку вала вариатора. Нам показалось, что на валу вариатора появились сильные биения. Возможно, причиной был установленный на этом валу генератор, а, может, мы просто перестраховались…
К морю Лаптевых. У полярников. Мыс Крестовый.
На Бикаде оставили часть груза на обратную дорогу, поэтому на север шли уже без «челноков». Вес груза вместе с людьми на этом этапе не превышал 600-700 кг на мотобуксировщик. Поэтому поехали заметно быстрее. Правда, в отличие от озера Таймыр, где при его протяженности в 200 км снег плотный и ровный, по долинам рек и в тундре снег был очень разный: на отдельных участках очень хороший, твердый, а местами рыхлый и тяжелый. На тяжелых участках зарывшийся буксировщик приходилось отцеплять от саней, по большой дуге разворачивать, в крайнем случае, цеплять веревку и как-то выдергивать груз на более плотное место.
В буксировщиках всегда ехало по два человека, чтобы сталкивать с места и помогать на подъемах саням.
Для собачьей упряжки на этом этапе, как и обратно от моря, особых проблем не возникало. Дневные переходы увеличились до 70-80 км.
Через каждые 50 км пути оставляли закладки с горючим и собачьим кормом на обратную дорогу. Поэтому вес падал достаточно быстро.
К морю Лаптевых. У полярников. Мыс Крестовый.
На Бикаде оставили часть груза на обратную дорогу, поэтому на север шли уже без «челноков». Вес груза вместе с людьми на этом этапе не превышал 600-700 кг на мотобуксировщик. Поэтому поехали заметно быстрее. Правда, в отличие от озера Таймыр, где при его протяженности в 200 км снег плотный и ровный, по долинам рек и в тундре снег был очень разный: на отдельных участках очень хороший, твердый, а местами рыхлый и тяжелый. На тяжелых участках зарывшийся буксировщик приходилось отцеплять от саней, по большой дуге разворачивать, в крайнем случае, цеплять веревку и как-то выдергивать груз на более плотное место.
В буксировщиках всегда ехало по два человека, чтобы сталкивать с места и помогать на подъемах саням.
Для собачьей упряжки на этом этапе, как и обратно от моря, особых проблем не возникало. Дневные переходы увеличились до 70-80 км.
Через каждые 50 км пути оставляли закладки с горючим и собачьим кормом на обратную дорогу. Поэтому вес падал достаточно быстро.
Поскольку на обратном пути выяснилась экономия бензина, второй буксировщик выгрузили из саней и пошли двумя машинами, что увеличило скорость. Километров за 70 до Бикады началась настоящая пурга, но места уже были знакомые, овраги кончились.
На Бикаде поменяли масло, оставили часть груза, и уже без «челноков» двинулись на север к побережью моря Лаптевых.
Что запомнилось:
Руслан:
Опасались, что не хватит масла, поскольку доливать его приходилось регулярно, как только замечали, что мотобуксировщик начинал глохнуть при совсем уж незначительном боковом крене. На цепи регулярно лили отработку. Еще в Казани хотели придумать какую-то автоматическую систему смазки цепи, но не дошли руки. Так и поливали 2-3 раза в день из бутылки.
Скорость мотобуксировщиков была на этом этапе 12-16 км/ч. При планировании графика мы брали для расчетов 10км/ч. Расход бензина мало отличался от замеренного в Казани и составлял порядка 3 л на10 км. После удачного падения в овраг, буксировщики пошли каждый сам по себе.
Начавшаяся пурга заставила идти на максимальной скорости. И тут мы заметили, что разница между 11 и 13 лошадиными силами наших движков заметно сказывается на скорости. Мотособака с «Хондой» даже с двумя человеками шла заметно быстрее 11-ти сильного «Бригса». При повседневной работе эту разницу уловить было трудно, поскольку и груз, и буксируемые прицепы были очень разными, часто на скорости гораздо больше сказывалась правильность выбора траектории движения водителем в зависимости от рельефа и снега. Так, даже на мало-мальский подъем при оттепели или просто при рыхлом снеге, приходилось заходить по длинной дуге: «в лоб» не получалось.
На Бикаде поменяли масло, оставили часть груза, и уже без «челноков» двинулись на север к побережью моря Лаптевых.
Что запомнилось:
Руслан:
Опасались, что не хватит масла, поскольку доливать его приходилось регулярно, как только замечали, что мотобуксировщик начинал глохнуть при совсем уж незначительном боковом крене. На цепи регулярно лили отработку. Еще в Казани хотели придумать какую-то автоматическую систему смазки цепи, но не дошли руки. Так и поливали 2-3 раза в день из бутылки.
Скорость мотобуксировщиков была на этом этапе 12-16 км/ч. При планировании графика мы брали для расчетов 10км/ч. Расход бензина мало отличался от замеренного в Казани и составлял порядка 3 л на10 км. После удачного падения в овраг, буксировщики пошли каждый сам по себе.
Начавшаяся пурга заставила идти на максимальной скорости. И тут мы заметили, что разница между 11 и 13 лошадиными силами наших движков заметно сказывается на скорости. Мотособака с «Хондой» даже с двумя человеками шла заметно быстрее 11-ти сильного «Бригса». При повседневной работе эту разницу уловить было трудно, поскольку и груз, и буксируемые прицепы были очень разными, часто на скорости гораздо больше сказывалась правильность выбора траектории движения водителем в зависимости от рельефа и снега. Так, даже на мало-мальский подъем при оттепели или просто при рыхлом снеге, приходилось заходить по длинной дуге: «в лоб» не получалось.
Маленькие радости
Когда в лоб не получается
В 1954г. здесь охотились на гусей
На обратном пути заехали по заданию географов из МГУ на бывшую метеостанцию о. Андрея и еще в пару точек по ходу маршрута. Всего получилось провести на побережье чуть больше недели. Тепло попрощались с полярниками и без особых приключений вернулись знакомой дорогой на Бикаду, где нам на пятки начала наступать весна.
Поскольку летнюю программу мы свернули, то решили заняться изготовлением и установкой памятного знака в честь Великой Северной Экспедиции 18 века на мысе Крестовый, отдохнуть, и двинуть обратно.
С материалами для памятника и мелкого ремонта снаряжения нам активно помогали хозяева станции, за что им огромное спасибо.
Выбрав «окно» в метелях, за сутки обернулись до мыса Крестовый. Там часа 4 поработали ломами, выковыривая из-под снега камни и наполняя ими привезенную с о. Андрея в качестве постамента бочку. В бочку установили деревянный крест, укрепив конструкцию укосинами. Памятная табличка была припасена еще в 2009-м году, когда мы впервые попытались дойти до Крестового (тогда помешала травма одного из участников). Получилось вполне «в стиле». Тем более, рядом стоит астрономический пункт гидрографической экспедиции 1941г.
С материалами для памятника и мелкого ремонта снаряжения нам активно помогали хозяева станции, за что им огромное спасибо.
Выбрав «окно» в метелях, за сутки обернулись до мыса Крестовый. Там часа 4 поработали ломами, выковыривая из-под снега камни и наполняя ими привезенную с о. Андрея в качестве постамента бочку. В бочку установили деревянный крест, укрепив конструкцию укосинами. Памятная табличка была припасена еще в 2009-м году, когда мы впервые попытались дойти до Крестового (тогда помешала травма одного из участников). Получилось вполне «в стиле». Тем более, рядом стоит астрономический пункт гидрографической экспедиции 1941г.
На о. Андрея прибыли ночью
На мысе Крестовый
Проблему с легким передком мотособак решали размещением на нем 100 кг бензина в двух канистрах, который расходовали по мере движения.
Из побочных явлений такого размещения был задранный центр тяжести. Это сказывалось на боковой устойчивости и, что существеннее, большой вес на «передке» вызывал при вертикальных ударах на неровностях деформацию передних штанг, которые натягивают гусеницы. В результате на станции ГЛОНАСС острова Андрея мы поменяли на одном из буксировщиков переднюю штангу, а потом всю дорогу маялись, пытаясь бороться с постоянной тягой буксировщиков в сторону, поскольку деформирующиеся произвольным образом штанги выставить на одинаковую длину было невозможно. Потом просто плюнули на это. На плотном снегу проблема была не слишком заметна, так как постоянное подруливание не требовало больших усилий. Гораздо хуже стало весной, но там мы уже рвались домой.
Из побочных явлений такого размещения был задранный центр тяжести. Это сказывалось на боковой устойчивости и, что существеннее, большой вес на «передке» вызывал при вертикальных ударах на неровностях деформацию передних штанг, которые натягивают гусеницы. В результате на станции ГЛОНАСС острова Андрея мы поменяли на одном из буксировщиков переднюю штангу, а потом всю дорогу маялись, пытаясь бороться с постоянной тягой буксировщиков в сторону, поскольку деформирующиеся произвольным образом штанги выставить на одинаковую длину было невозможно. Потом просто плюнули на это. На плотном снегу проблема была не слишком заметна, так как постоянное подруливание не требовало больших усилий. Гораздо хуже стало весной, но там мы уже рвались домой.
Что запомнилось.
Руслан:
На входе в горы Бырранга продралась защита катамарана, пришлось все переделывать и перераспределять груз. В результате большая часть «человечьих» лыж пошла на изготовление дополнительных саней. Ящик с лодочным мотором также превратился в возок. Здесь, как и всю экспедицию, нас здорово выручал автомобильный генератор, исправно заряжавший аккумулятор. Соответственно мы имели шуруповерт, он же дрель.
Руслан:
На входе в горы Бырранга продралась защита катамарана, пришлось все переделывать и перераспределять груз. В результате большая часть «человечьих» лыж пошла на изготовление дополнительных саней. Ящик с лодочным мотором также превратился в возок. Здесь, как и всю экспедицию, нас здорово выручал автомобильный генератор, исправно заряжавший аккумулятор. Соответственно мы имели шуруповерт, он же дрель.
Старый маяк о. Андрея
Метеоплощадка издали выглядит живой
Так сращивали опоры маяков
Ворота в горы Бырранга
Лыж стало меньше
Катамаран стал короче
Весна в Арктике. На мотособаках по болотам.
Как ни странно, гораздо позже, в Казани, питерское начальство действительно позвонило и подробно расспросило нас о мотобуксировщиках. Может, купят для своих станций.
Мы считаем, что для работы на полярных станциях при малом весе, простоте конструкции и ее ремонтопригодности, мотособаки Paxus действительно были бы в Арктике очень полезны. Скорости снегоходов там не нужны, снег всегда плотный, разъезды не длинные. А «рукастый» механик непременно имеется в штате любой полярной станции. О чем, вместе с выявленными недостатками и списком необходимых, на наш взгляд, запчастей мы честно сообщили в Питер.
На о. Андрея же Ильсур с Коляном поменяли на своем буксировщике верхнюю звездочку, посчитав, что у нее расточились зубья. Причина не ясна, но на вид зубья, действительно стали несимметричными.
Мы считаем, что для работы на полярных станциях при малом весе, простоте конструкции и ее ремонтопригодности, мотособаки Paxus действительно были бы в Арктике очень полезны. Скорости снегоходов там не нужны, снег всегда плотный, разъезды не длинные. А «рукастый» механик непременно имеется в штате любой полярной станции. О чем, вместе с выявленными недостатками и списком необходимых, на наш взгляд, запчастей мы честно сообщили в Питер.
На о. Андрея же Ильсур с Коляном поменяли на своем буксировщике верхнюю звездочку, посчитав, что у нее расточились зубья. Причина не ясна, но на вид зубья, действительно стали несимметричными.
Дмитрий:
На РНС о. Андрея мы впервые почувствовали гордость за свою технику. Дело в том, что полярники уже неделю до нас пытались откопать ящики с оборудованием и перетащить их в сарай. Процесс шел крайне медленно по причине глубоких снегов и ручного характера труда. Разумеется, мы вызвались помочь. Использовав один мотобуксировщик, все ящики перевезли под крышу за пару-тройку часов.
Полярники, смотревшие до этого на мотособак как на игрушку, начали проникаться к ним уважением и расспрашивать что да как, особенно после нашей стремительной экспедиции к мысу Крестовый. Окончательный триумф Paxus –ов состоялся, когда мужики решили похвастаться своим квадроциклом («у нас тоже есть современная техника»). Начальник станции Борис сам откопал вход в ангар и гордо выехал из него на новеньком четырехколесном чуде.
Китайское чудо проехало два метра и зарылось в сугробе перед входом. Мы, соблюдая этикет, начали подкладывать доски, толкать квадроцикл вперед и назад. Через 20 минут мы робко предложили вернуть технику на место, но Борис был настойчив и терпелив, как полагается полярнику. Тем не менее, через полтора часа, описавши петлю радиусом 15 метров при поддержке двух дополнительных человеческих сил, «квадрик» вернулся в ангар. Надо полагать, до весны.
Мотособаки победили. Кроме своих адресов при расставании мы оставили Борису еще и контакты изобретателя Paxus –ов Павла. Полярники собирались уговорить питерское начальство приобрести чудо-технику для полярной станции.
На РНС о. Андрея мы впервые почувствовали гордость за свою технику. Дело в том, что полярники уже неделю до нас пытались откопать ящики с оборудованием и перетащить их в сарай. Процесс шел крайне медленно по причине глубоких снегов и ручного характера труда. Разумеется, мы вызвались помочь. Использовав один мотобуксировщик, все ящики перевезли под крышу за пару-тройку часов.
Полярники, смотревшие до этого на мотособак как на игрушку, начали проникаться к ним уважением и расспрашивать что да как, особенно после нашей стремительной экспедиции к мысу Крестовый. Окончательный триумф Paxus –ов состоялся, когда мужики решили похвастаться своим квадроциклом («у нас тоже есть современная техника»). Начальник станции Борис сам откопал вход в ангар и гордо выехал из него на новеньком четырехколесном чуде.
Китайское чудо проехало два метра и зарылось в сугробе перед входом. Мы, соблюдая этикет, начали подкладывать доски, толкать квадроцикл вперед и назад. Через 20 минут мы робко предложили вернуть технику на место, но Борис был настойчив и терпелив, как полагается полярнику. Тем не менее, через полтора часа, описавши петлю радиусом 15 метров при поддержке двух дополнительных человеческих сил, «квадрик» вернулся в ангар. Надо полагать, до весны.
Мотособаки победили. Кроме своих адресов при расставании мы оставили Борису еще и контакты изобретателя Paxus –ов Павла. Полярники собирались уговорить питерское начальство приобрести чудо-технику для полярной станции.
Paxus с полной загрузкой
Мотособаки и груз - защита от ветра
Центр тяжести груза высоковат
Замена верхней звездочки
Памятник полярной бочке
Наш приют - баня из нержавейки
В гостях у полярников